«Путешествие в страну музыки»


«Путешествие в страну музыки» — авторская программа раннего музыкального развития детей 3-6 лет (работает с 1999 года). Автор и руководитель программы — Степанова Елена Анатольевна. За более чем 20 лет активного развития Программа превратилась в стройную систему подготовки малышей к обучению в музыкальной школе. После трёхлетнего «Путешествия» дети поступают в ДШИ на фортепианное, хоровое, духовое, струнное, народное отделения с большим багажом музыкальных знаний и начальной пианистической подготовкой. В команде со Степановой Е.А. работают ещё 7 педагогов школы: Артёменкова Н.Е., Врублевская Т.Б.Кружалова Л.Е., Кружалова О.П., Смирнова Г.Я., Шадрухина Т.Г., Шадрухина А.С.

 

Структура программы.

Обучение проводится по трём основным направлениям:

  1. Общее музыкально-эстетическое развитие (понятие о звуке, музыкальный звук, понятие о форте и пиано, регистры музыкальных звуков, мажор и минор, 3 жанра в музыке и др.)
  2. Изучение музыкальной грамоты и основ теории музыки (ритмические рисунки, 7 музыкальных звуков, изучение клавиатуры фортепиано, длительности музыкальных звуков, тон и полутон, диез и бемоль, построение мажорной и минорной гаммы, интервалы и др.)
  3. Физическая подготовка (пальчиковые игры, танцы и подвижные игры, упражнения на развитие осанки).

Все музыкальные понятия преподносятся в сказочно-игровой форме, опираясь на соответствующие возрасту знания и ассоциации детей.

 

Этапы обучения.

Первый этап погружения в мир музыки называется «Путешествие в страну цветных звуков».

Малыш в 3-3,5 года, приходящий на музыкальное занятие, обладает достаточно большим багажом простых знаний и умений: имена, игрушки, цвета, сказки, явления природы, животные, машины, ходьба, прыжки, бег и др.  За относительно небольшой период времени (обычно – учебный год) все эти простые знания превращаются в музыкальные.

Слова прячутся в волшебных палочках (интенсивное ритмическое развитие). Явления природы (гроза-снежок) звучат и помогают запомнить новые слова (форте-пиано). Имена превращаются в музыкальных героев (чёрные клавиши).  Цвета оживают в музыкальных звуках до-ре-ми-фа-соль-ля-си и позволяют озвучить любую цветную картинку (белые клавиши).

Занятия на первом этапе обучения проводятся в небольших группах 2 раза в неделю по 45 минут. Урок представляет собой синтез живой музыки, ритмических и пальчиковых игр, музыкальных сказок, сезонных песенок и танцев. У всех детей есть учебные цветные пособия с диском и рабочая раскраска. На диске использованы записи с уроков разных лет, дающие общее представление о видах работы, которая может видоизменяться в зависимости от фантазии педагога и способностей учеников.

Второй этап погружения в мир музыки называется «Путешествие в страну цветных нот».

После успешного освоения главных тем первого года «Путешествия»: «6 ритмических рисунков», «Имена чёрных клавиш», «7 звуков-7 цветов» и др. дети легко погружаются в новый виток музыкальных знаний. В течение второго года обучения осваиваются темы «Октавы», «Скрипичный и басовый ключ», «Ноты на линейках», «Длительности», «Паузы», «Мажор-минор».

На втором году обучения независимо от возраста детей меняется форма обучения в программе: проводится один групповой урок в неделю, на котором вводятся новые темы, и каждому ребёнку предлагается один индивидуальный урок.

Для успешного понимания музыкальных тем второго года требуется наличие у ребёнка новых общих знаний — умение считать и знание цифр от 1 до 5 (изучение нотных линеек и октав), умение различать правую и левую руки (скрипичный и басовый ключи). При изучении тем «Длительности» и «Паузы» необходима хорошая зрительная память в сочетании с ассоциативным мышлением.

На индивидуальном уроке все музыкальные темы групповых занятий начинают «звучать» на клавишах фортепиано. Даже самые маленькие дети легко запоминают клавиши фортепиано с помощью цветных игрушек. Цветные клавиши помогают малышам играть простые песенки и в скрипичном, и в басовом ключах. Примеры этих песенок даны в учебном пособии и раскраске для 2 года обучения. Их количество зависит от способностей ребёнка и фантазии педагога. Малыш в течение всего урока сидит за фортепиано, что приучает даже самых гиперактивных детей к усидчивости. Самые способные к концу второго года имеют первые пианистические навыки.

Индивидуальный урок необходим всем без исключения детям, занимающимся в программе «Путешествие в страну музыки» — это волшебная «изюминка» нашей программы. Проведение индивидуального урока с маленькими «путешественниками» стимулирует развитие творческой фантазии педагогов. Также на индивидуальном уроке можно исправить некоторые недостатки, которые могут помешать дальнейшему музыкальному развитию ученика: корректировка координационных навыков, укрепление вокальной интонации, тренировка слуха и памяти.

 Третий этап обучения называется «Путешествие в страну музыкальных знаек».

После успешного освоения музыкальной грамоты на втором году «Путешествия» («Октавы», «Скрипичный и басовый ключ», «Ноты на линейках», «Длительности», «Паузы» и др.) дети переходят к заключительному перед поступлением в музыкальную школу этапу подготовки.

В течение третьего года обучения осваиваются темы по музыкальной теории: «Тон-полутон», «Диез-бемоль», «Интервалы», «Построение мажорной гаммы», «Три вида минора» и др.

На третьем году обучения сохраняется форма обучения второго года: один групповой и один индивидуальный урок в неделю. На групповых уроках помимо привычных детям форм работы вводятся новые, которые готовят учеников к будущему уроку «сольфеджио»: определение интервалов на слух, пение гамм, развитие вокально-интонационных навыков, сочинение простых мелодий на предложенный ритмический рисунок и др.

На индивидуальных уроках продолжается работа по «озвучиванию» музыкальных тем  групповых занятий (музыкальные «змейки» с диезами и бемолями, интервальные песенки, построение мажоров и миноров). Но главная задача «музыкальной» мамы-педагога — определить, на каком отделении в будущем сможет учиться ребёнок. Для этого увеличивается работа по развитию пианистических навыков, происходит перевод на игру по чёрным нотам (некоторым детям предлагается второй индивидуальный урок в неделю). Решить эту нелёгкую задачу нашим педагогам помогают следующие музыкальные сборники пьес для малышей: И.Королькова «Крохе-музыканту» ч.1,2, О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью», А.Балацкая, Н.Петрова «Играть легко» и др.

Неоценимую помощь и своим детям, и педагогам оказывают родители, которые постигают «музыкальные тайны» вместе с нами на протяжении всех трёх лет обучения.

 

В конце третьего года обучения всегда проводится большой «Праздник знаний», на котором дети отвечают на вопросы по индивидуальному билету, включающему синтез всех знаний, полученных ребёнком за 3 года. На групповом этапе «Праздника знаний» ребята демонстрируют свои умения родителям, играют на фортепиано небольшие пьесы, поют и танцуют. В конце праздника все дети получают памятную Грамоту об обучении в программе «Путешествие в страну музыки» и подарки.

Если к моменту окончания обучения детям есть 6.5 лет, они поступают на одно из отделений  МАОУДОД «Троицкая ДШИ»: фортепианное, хоровое, скрипка, аккордеон, флейта.

Если дети не достигли этого возраста, то учатся ещё один год индивидуально на уже выбранном музыкальном инструменте, поддерживая свои теоретические знания.

 

 

Результаты.

За 20 лет к программе прикоснулись более 800 детей. Каждый год мы выпускаем 10-12 «путешественников», которые идут на разные отделения нашей школы. В среднем в разные годы на фортепианном отделении занимаются 34-45% наших выпускников, на хоровых — около 20%, на народных инструментах — около 15%. Наши «путешественники» — Лауреаты и Дипломанты множества профессиональных конкурсов разного уровня. Бронзовый Щелкунчик 2018 года — пианист Бирюков Николай — тоже выпускник программы «Путешествие в страну музыки». Три бывшие «путешественницы» — Шадрухина А.С., Горюшина  А.И. и Кружалова О.П. в настоящее время продолжают своё профессиональное обучение в высших учебных заведениях г.Москвы и уже преподают в МАОУДОД «Троицкая ДШИ».

 

 

С 2017 года дети занимаются по специально изданным комплектам для каждого года обучения: цветное учебное пособие, рабочая раскраска и диск.

1 год обучения — «Путешествие в страну цветных звуков»

2 год обучения — «Путешествие в страну цветных нот»

3 год обучения — «Путешествие в страну музыкальных знаек»

 

 

 

Юбилей программы «Путешествие в страну музыки»  —  «Десять лет весёлых дружно мы живём!!!»

Праздничный  концерт  15 лет программе  «Путешествие в страну музыки»  —    «Белый пароход весело плывет!»