Статья «Городского ритма» к юбилею ансамбля «Вереюшка» — автор Владимир МИЛОВИДОВ


Марья, помнящая родство

 «Марья Николаевна!» – обращаются дети к Марии Волковой, руководителю троицкого ансамбля народной музыки «Вереюшка». Марья – зовут ее коллеги-преподаватели. Это имя ей очень идёт. Идёт, и когда она в народном костюме (сама сшила!), и в вечернем праздничном платье. Есть и повод для праздника – возглавляемый Волковой ансамбль 25 января отмечает 25-летний юбилей на сцене Центра «МоСТ». Двадцать лет «у руля» в хоре – она.

Династия на сцене

Появился ансамбль, как часто бывает, не «благодаря», а «вопреки». «В 1987 году в школе были открыты хоровые классы. У части девочек академическое пение не получалось, и я решила попробовать попеть с ними народные песни. Дело пошло!» — вспоминает первый руководитель ансамбля, преподаватель Троицкой ДШИ Маргарита Кочергина. Мария, тогда еще Спасская, была в первом составе. «А в 1994-м я поняла, что это не моё. Я – академист. Марья уже занималась в училище, и я сказала ей: «Бери в свои руки, работай!»

«Если бы не это приглашение, не было бы вообще ничего, — отвечала со сцены, вся в букетах и почетных грамотах, Волкова. — Я собиралась быть пианисткой!»

«Много детей прошли через коллектив и были воспитаны в духе уважения к народным традициям, что очень важно», — заметила зав. отделом культуры Троицка Наталья Трипольская, вручая благодарность от префекта ТиНАО Дмитрия Набокина. А грамот от главы города удостоилась не только Мария, но и аккордеонист-концертмейстер Виктор Макаров и хормейстер Надежда Спасская. Если приглядеться, Спасских в зале и на сцене можно было видеть сразу несколько. Надежда – основательница музыкальной династии. Анастасия – сестра Марии, и тоже певица, руководитель фолк-коллектива «Ларчик» Михайлово-Ярцевской ДШИ (поселок Шишкин Лес).

Вот целая музыкальная династия – и уже растет юный продолжатель, участник «Вереюшки» Саша Волков. «Александр Сергеевич!» – с улыбкой уточняет мальчик. На сцене ему выпала сольная роль – он размахивает мечом и поёт воинственную песню «Русская рать». «На русскую рать напали, а она отбивается. Я – воин впереди. Защищаю Русь!» – излагает он ее содержание. «Мне очень нравится народное пение. Хочу, чтобы мои дети тоже продолжали!» – уверен Саша.

«Говорят, есть Иваны, не помнящие родства. Но когда есть ансамбли народного пения, стать таким «Иваном» невозможно, — сказала директор Троицкой ДШИ Елена Титаренко. – «Вереюшка» – это не просто русские костюмы и песни. Это традиции, бездонный и драгоценный источник, из которого мы черпаем мудрость, красоту и вдохновение».

Как стать царицей

Сначала праздник шел по привычной программе – поздравления, номера юбиляров,

К юбилею «Вереюшка» подготовила не просто несколько лучших хоровых номеров, а целый небольшой спектакль, очень свободно объединенный сюжетом пушкинской «Сказки о царе Салтане». Помогли в этом гости из Шишкиного Леса и коллеги по ДШИ, танцевальные ансамбли «Фаворит» и «Реверанс», а также балалаечный квинтет Марии Захаровой. В таком составе программа представлялась впервые.

В канву сюжета легли обрядовые песни сватовства и свадьбы, воинственные казачьи, печальные рекрутские – словом, всё богатство народного творчества. Завершила же сюжет веселая казачья «Черноморец», с которой «Вереюшка» недавно завоевала звание лауреата первой степени на фестивале «Славянские встречи» в Минске.

Кто слушал, молодец, а кто пел – вдвойне молодец… или молодушка – что правильнее по отношению к звонкоголосым девочкам. Видно, что в народных костюмах они прямо-таки расцветают. Неудивительно, ведь шьет наряды сама Мария. А девочки помогают – например, с кокошниками.

«Прихожу на занятия как в теплую, радостную семью. Научилась хорошо танцевать, двигаться по сцене, не бояться запевать песни», — рассказывает Лиза Давыдова. В спектакле она — царица. «Стать царицей довольно-таки просто, — всерьез отвечает Лиза на полусерьезный вопрос. – Надо быть скромной и понравиться царю». А как понравиться царю? «А это вы у него спросите!» – хохочет она.

«Я – сестра-повариха», — Ксения Рябцева (?) не переживает, что не стала первой леди. – Чувствую себя как царевна. Роль эта мне нравится. И костюм. Очень красивые бусы!»

«Костюм хороший! Роль очень нравится», – поводит пушистыми крыльями царевна-лебедь Оля Дроздовская. – Только голос дрожит, когда пою на сцене…» Ее мама Татьяна отдала в хор обеих дочерей, Олю и младшую, Лену. «Обожаю народную песню. Господь меня не наделил голосом, а детям дал, и как только я узнала, что есть этот ансамбль, побежала к Марии Николаевне. Она приняла нас тут же! Дети в ансамбле меняются в лучшую сторону, узнают многое и мне рассказывают, чего я и не знаю – о русских наречиях, традициях, праздниках…»

Раскрыть свой голос

«Сейчас очень изменилось отношение к народным ансамблям. Раньше люди думали: «Да что там петь?!» Потом поняли, что это не застольное пение, а искусство, которое можно показывать и нести людям, — рассказывает Волкова. – Сами дети мне говорят – если раньше могли быть насмешки, теперь тем, кто поет в народном стиле, говорят: «Ого! Очень хорошо!»

Еще участь в институте культуры в 90-х, Мария, как и все студенты, бывала в этнографических экспедициях, записывала и расшифровывала народные песни. Сейчас репертуар продолжает формироваться из записей, изданных нот. «Основной репертуар у нас – то, что пели раньше, но мы его перерабатываем, делаем так, чтобы и смотреть, и слушать было весело!» – говорит она.

По ее мнению, умение петь заложено в каждом человеке. А чтобы его раскрыть, существуют свои секреты. «Прежде всего – любовь к народной песне. Если ребенку это нравится, он рано или поздно начнет петь, и очень хорошо. Приходят дети с разными данными, необязательно выдающимися, а потом вырастают, и думаешь – ух ты! И самая большая радость в работе – когда всё получается».

Владимир МИЛОВИДОВ